(празд. 28 авг.), почитание начинается при царевне Софье Алексеевне, со времени начала русско–турецкой войны в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии - изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу - символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже - конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского во имя святой Троицы и пророка Божия Илии мужского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией царю Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации рус. и тур. войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского мон-ря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, С.-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.